«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

0 / 5 (0 голосов)

«Мне скучно», «не знаю, что делать дальше», «не нравится», «надоело» — ребенок может найти множество поводов, чтобы забросить уроки или спортивную секцию, отказаться учить новый язык или дочитывать книгу. Но что на самом деле мешает ему довести дело до конца? И как помочь выработать необходимый навык в зависимости от его характера? Рекомендации детского психолога Галии Нигметжановой.

Родителям 
Практики how to 

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

Вряд ли найдется человек, который, начав любое дело, всегда его завершает. У каждого есть свой список недочитанных книг, незавершенных проектов, неразобранных вещей. Что же нас заставляет затягивать и не ставить точку? Универсальных причин прокрастинации не бывает, как и общих способов избавиться от нее. У каждого из нас есть свои зоны трудностей, которые отчасти связаны с различием темпераментов и личностных особенностей.

«Эти индивидуальные черты формируются у ребенка с раннего возраста, едва ли не с 9 месяцев, когда он начинает активно осваивать мир, — объясняет детский психолог Галия Нигметжанова. — Отчетливыми для специалиста они становятся годам к пяти. Но вот родители далеко не сразу их замечают, списывая поступки и реакции ребенка на его незрелость.

Только в начальной школе, когда сын или дочь категорически отказывается ходить в балетную или музыкальную школу, не может выполнять домашние задания от начала и до конца, взрослые начинают думать: что-то с ним не так. А между тем он способен с удовольствием и энтузиазмом делать что-то другое».

Галия Нигметжанова предлагает нам посмотреть на себя и своих детей в контексте 4 условных психотипов, составленных на основе многочисленных наблюдений, прежде всего клинических. В разделении людей на 4 типа — чувствительных, тревожных, активных и реактивных — есть определенная связь с типами темперамента. Но важно понимать: это лишь схемы, которые помогают увидеть в ребенке его личностные особенности и научиться оказывать ему конструктивную помощь. Со временем ребенок начнет осознавать свои сильные и слабые стороны и сможет стать помощником для самого себя.

1. Чувствительный тип 

Таким детям очень важно быть хорошими для кого-то другого. Они прекрасно доведут дело до конца, когда знают, что получат одобрение значимого человека — похвалу матери или улыбку учительницы. Ради их признания они готовы сделать все. Они легки на подъем и охотно идут за тем, кому доверяют. Чем именно заниматься, для них не так важно, как близость и одобрение людей, с которыми они хотят быть в контакте.

Трудности начинаются, когда похвалы недостает или она заменяется критикой, пусть даже объективно правильной. Замечания быстро выбивают почву из-под ног и убивают мотивацию. Ребенок чувствует обиду и совсем отказывается от выполнения дела: «Мне не нравится балет», «Не хочу играть на скрипке».

Задача родителей. Настраивайте ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя, самому себя оценивать. Спрашивайте чаще: «А как ты сам это видишь? Что тебе самому понравилось?» Каждый раз, когда он говорит, что у него ничего не получается, не спеша просматривайте пройденный путь, напоминайте ему, с чем он уже справился, что им сделано хорошего.

И, конечно, никакой разбор его работы, никакой разговор нельзя начинать с критики. Сначала скажите, что вы видите хорошего, ценного в его рисунке/сочинении/музыкальном исполнении. Потом уже можно заметить то, что неплохо поправить. Важно, чтобы критика не звучала в лоб: вот эти буквы написаны криво, я в тебе разочарован — такие фразы чувствительный ребенок воспринимает как полную катастрофу.

Лучше сказать так: «У тебя в первой строчке буковки хорошие, ровные получились. А давай ты пропишешь такими буквами еще две строчки?» И тогда ребенок точно продолжит работу. Для чувствительных людей как будто созданы профессии помогающей сферы: из них получаются прекрасные врачи, спасатели, социальные работники. Предложите ребенку 6-7 лет взять шефство над кем-то более слабым, отстающим. Или позаботиться о питомце. Он прекрасно с этими задачами справится.

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

2. Активный тип 

Действие, движение к некой цели для них главное. А эмоции, переживания — признак слабости, депрессии. Их раздражает, когда кто-то жалуется, «жует сопли». Дело надо делать — они живут по этому принципу. Активные люди невероятно результативны в тех занятиях, с которыми внутренне согласны. Они нацелены на победу, на достижение. Правда, круг этих дел достаточно узок. Но если уж они взялись за какой-то проект, они держат высокий темп, а те, кто их тормозит, подвергаются жесточайшей критике.

Что мешает им завершить работу? Предчувствие неудачи. Активному человеку важно не просто сделать дело, а получить блестящий результат. И всякий раз, как только возникает подозрение, что результат будет не такой прекрасный, они могут легко оборвать движение. Они не выдерживают проигрыша. Им сложно работать в команде: они сосредоточены на задаче, и на пути к цели теряют чувствительность к тому, что происходит вокруг. Причем как к своим собственным состояниям (голоду, нехватке сна), так и к потребностям и переживаниям других людей. Им тесны рамки, а пошаговый контроль вызывает протест.

Задача родителей. Активный ребенок быстро соотносит сложность задачи со своими возможностями и часто отказывается от того, что ему кажется ерундой. Поэтому задача родителей — учить ребенка смотреть на мир шире, принимая его во всем разнообразии. Обращать его внимание на позитивные моменты в тех делах, которые он не воспринимает всерьез.

Если, например, ваш сын отказывается участвовать в предметной олимпиаде района, считая ее слишком легкой для себя, расскажите, что вопросы там более творческие и интересные, чем на олимпиадах высокого уровня, где выкладывают в основном типовые задачи. И что он, возможно, найдет там задания, которые потребуют нестандартного подхода.

Их сфера — интеллектуально-исследовательские виды деятельности. Из активных детей вырастают ученые, создатели компаний, творческие люди, которым интересно придумывать необычные проекты.

3. Реактивный тип 

Это общительные и легкие на подъем люди, которые оставляют о себе прекрасное впечатление. Окружающие уверены, что на них можно положиться, им можно доверить любую работу. И они реально ее доведут до завершения, если это получится сделать быстро. А лучше бы прямо сейчас, пока их с большей силой не захватило что-то другое.

Это очень увлекающиеся, творческие люди, которые легко загораются какой-то идеей, но так же легко и быстро переключаются на другие дела. Начатое им быстро становится неинтересным, а рутина и планирование утомляют. В отличие от активных людей, реактивные часто останавливаются на середине, откладывают работу и подолгу прокрастинируют.

Причем они свято верят в то, что доведут дело до конца, и убедительно рассказывают об этом всем вокруг. Они непредсказуемы и непоследовательны. Но их отличные коммуникативные навыки мешают окружающим понять, насколько они в действительности надежны.

Задача родителей. Реактивный человек очень нуждается в строгом режиме, структурированном рабочем дне и регулярных проверках. Причем ему нужен пошаговый контроль: расскажи, с чего начнешь выполнять первое задание? Сделал — покажи мне, проверим и пойдем дальше. Если предстоит работа над большим проектом, давай вечером сядем вместе, и ты набросаешь план.

В какой-то момент ребенок привыкает выстраивать любые дела именно так — поэтапно, шаг за шагом. Реактивному человеку лучше и комфортнее работать в команде, на предприятии, где есть режим и четкая структура: это может быть командный вид спорта, театральный коллектив, дизайнерское бюро… Внештатная, индивидуальная работа для него сложна: вне структуры он теряет себя.

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

4. Тревожный тип  

Такому ребенку в принципе трудно подступиться к какому-то новому делу. Ему надо все объяснить и рассказать заранее, подготовить, настроить. Тревожные дети не любят ходить в гости, в незнакомые места, в новые секции. В детском саду их прекрасно видно: только освоился ребенок в группе, а тут предлагают пойти в музыкальный зал — и он упирается, вцепляется в воспитателя и ни в какую.

Они проявляют осторожность во всем, крайне избирательны. Тревожит все новое и неизвестное. Но то, к чему они привыкают, они изучают тщательно, углубляются в тему. Здесь вопрос довести дело до конца даже не стоит: если он погружен уже в какое-то дело, увлечен, его трудно остановить.

Подступиться и начать трудно. Его пугает все: музыкой не буду, танцы не буду, буду сидеть дома и играть в машинки. Они преданны своему делу. Из тех, кто подолгу работает на одном и том же месте, невзирая ни на что. Родителям кажется, что его ничего не интересует, оставь его только дома. А если начал, вошел в поток, то этим и будет заниматься.

Задача родителей. Заранее пробуждать интерес ребенка к тому, что ему предстоит делать, предвосхищать. Будь то написание школьного сочинения или запись в музыкальную школу. Закладывать очень длинную полосу для разбега. Причем не разговорами, а действиями. Чтобы тревожный ребенок спокойно пошел в детский сад, вам стоит готовиться едва ли не за год — гулять рядом с садиком, смотреть, как там играют дети, потом заглянуть к ним на какой-то праздник. А еще желательно подружиться сначала с кем-то из его будущих «однокашников».

Любое начинание для такого ребенка — это серьезная задача для родителей. Зато потом, приступив к делу, ваш сын или дочь точно доведет его до конца, можно не сомневаться.

Источник: «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

Об эксперте

Галия Нигметжанова — детский, семейный психолог, соавтор (вместе со Светланой Кривцовой) книги «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).

Источник: psychologies.ru

34 комментариев

  1. Grupo Coral Ответить

    Hi to every one, the contents present at this site are truly
    remarkable for people experience, well, keep
    up the good work fellows.

  2. Grupo Coral Ответить

    Greetings! Very useful advice in this particular post!
    It is the little changes that make the largest changes.

    Thanks a lot for sharing!

  3. Ted Ответить

    Please let me know if you’re looking for a article author for your blog.
    You have some really great posts and I feel I would be a good asset.
    If you ever want to take some of the load off, I’d
    absolutely love to write some material for your blog in exchange for a link back to mine.
    Please send me an email if interested. Many thanks!

  4. Leandro Martins de Almeida Ответить

    Have you ever considered about including a little bit more than just your articles?

    I mean, what you say is important and all. But think of if you added some great pictures or videos to give your posts
    more, «pop»! Your content is excellent but with pics and clips, this website could definitely be one of the greatest in its field.
    Good blog!

  5. Leandro Martins de Almeida Ответить

    What you posted made a ton of sense. But, what about this?

    what if you composed a catchier title? I am not suggesting your information isn’t good.,
    but suppose you added something to maybe get a person’s attention? I mean «Не бросай на полпути»:
    как научить этому ребенка с учетом его психотипа | happywomenclub.ru is kinda vanilla.
    You ought to peek at Yahoo’s front page and watch how they create post
    headlines to grab people to open the links. You might try
    adding a video or a picture or two to get readers excited about everything’ve written. Just my opinion, it might bring your posts a
    little bit more interesting.

  6. Kléber Leite Ответить

    Great blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere?
    A theme like yours with a few simple adjustements would really make my
    blog stand out. Please let me know where you got your theme.
    With thanks

  7. Katrina Ответить

    Do you have a spam problem on this site; I also am a blogger,
    and I was curious about your situation; we have developed some nice procedures and we are looking
    to swap strategies with others, why not shoot me an e-mail if interested.

  8. Lynsey Ответить

    Just how much blog traffic will affect to my blog if I transform my blog site name with various domain?

  9. Grupo Coral Ответить

    Awesome blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere?
    A design like yours with a few simple tweeks would really make my blog
    shine. Please let me know where you got your design.
    Kudos

  10. tinyurl.com Ответить

    I truly love your site.. Very nice colors & theme.
    Did you build this amazing site yourself? Please reply back as I’m hoping to create
    my own blog and would love to find out where you
    got this from or what the theme is called. Thank you!

  11. Renan Batista Ответить

    I was curious if you ever considered changing the layout
    of your blog? Its very well written; I love what youve got to say.
    But maybe you could a little more in the way of content so people could connect with it better.
    Youve got an awful lot of text for only having 1 or 2 images.
    Maybe you could space it out better?

  12. tinyurl.com Ответить

    Good way of telling, and nice article to obtain facts concerning my presentation subject matter, which i
    am going to deliver in college.

  13. Nilo Lemos Neto Ответить

    Great goods from you, man. I have take into account your stuff previous to and you are simply too
    great. I really like what you’ve bought here, really like what you’re saying and the best way through which you say
    it. You are making it enjoyable and you continue to care for
    to stay it wise. I cant wait to learn much more from you.
    This is actually a great web site.

  14. Maria Elisabeth Bettamio Vivone Ответить

    Hi there, I found your web site by way of Google whilst searching for a
    similar topic, your site got here up, it seems good.
    I’ve bookmarked it in my google bookmarks.
    Hello there, simply turned into alert to your weblog via Google, and located that it’s really
    informative. I’m going to be careful for brussels.
    I’ll be grateful if you happen to continue this in future.
    Many folks will likely be benefited from your writing.

    Cheers!

  15. Socopa Corretora Ответить

    Hello there! I know this is kinda off topic but I was wondering which blog
    platform are you using for this website? I’m getting tired of WordPress because I’ve had problems with hackers and I’m looking at alternatives for another platform.
    I would be great if you could point me in the direction of a good
    platform.

  16. Banco Paulista SA Ответить

    Hey I am so excited I found your site, I really found you by accident, while I was searching on Yahoo for something
    else, Nonetheless I am here now and would just like to say thanks for a marvelous
    post and a all round enjoyable blog (I also love the theme/design), I don’t have time to look over it all at the minute but I have saved it and also added your RSS feeds, so when I have time I will be
    back to read more, Please do keep up the great work.

  17. Maria Elisabeth Bettamio Vivone Ответить

    Magnificent goods from you, man. I have keep in mind your
    stuff previous to and you are just extremely fantastic.
    I actually like what you have bought right here, certainly like what you are saying and the best way during which
    you assert it. You are making it entertaining and you still care for to keep
    it smart. I can’t wait to learn much more from you. This is really a wonderful web site.

  18. Troy Ответить

    I require to understand just how to watch my articles or discuss other individuals blog sites. Is there anywhere I could go to obtain a list of all my posts?. Any kind of assistance valued.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 12 =

10 + 11 =