«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

0 / 5 (0 голосов)

«Мне скучно», «не знаю, что делать дальше», «не нравится», «надоело» — ребенок может найти множество поводов, чтобы забросить уроки или спортивную секцию, отказаться учить новый язык или дочитывать книгу. Но что на самом деле мешает ему довести дело до конца? И как помочь выработать необходимый навык в зависимости от его характера? Рекомендации детского психолога Галии Нигметжановой.

Родителям 
Практики how to 

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

Вряд ли найдется человек, который, начав любое дело, всегда его завершает. У каждого есть свой список недочитанных книг, незавершенных проектов, неразобранных вещей. Что же нас заставляет затягивать и не ставить точку? Универсальных причин прокрастинации не бывает, как и общих способов избавиться от нее. У каждого из нас есть свои зоны трудностей, которые отчасти связаны с различием темпераментов и личностных особенностей.

«Эти индивидуальные черты формируются у ребенка с раннего возраста, едва ли не с 9 месяцев, когда он начинает активно осваивать мир, — объясняет детский психолог Галия Нигметжанова. — Отчетливыми для специалиста они становятся годам к пяти. Но вот родители далеко не сразу их замечают, списывая поступки и реакции ребенка на его незрелость.

Только в начальной школе, когда сын или дочь категорически отказывается ходить в балетную или музыкальную школу, не может выполнять домашние задания от начала и до конца, взрослые начинают думать: что-то с ним не так. А между тем он способен с удовольствием и энтузиазмом делать что-то другое».

Галия Нигметжанова предлагает нам посмотреть на себя и своих детей в контексте 4 условных психотипов, составленных на основе многочисленных наблюдений, прежде всего клинических. В разделении людей на 4 типа — чувствительных, тревожных, активных и реактивных — есть определенная связь с типами темперамента. Но важно понимать: это лишь схемы, которые помогают увидеть в ребенке его личностные особенности и научиться оказывать ему конструктивную помощь. Со временем ребенок начнет осознавать свои сильные и слабые стороны и сможет стать помощником для самого себя.

1. Чувствительный тип 

Таким детям очень важно быть хорошими для кого-то другого. Они прекрасно доведут дело до конца, когда знают, что получат одобрение значимого человека — похвалу матери или улыбку учительницы. Ради их признания они готовы сделать все. Они легки на подъем и охотно идут за тем, кому доверяют. Чем именно заниматься, для них не так важно, как близость и одобрение людей, с которыми они хотят быть в контакте.

Трудности начинаются, когда похвалы недостает или она заменяется критикой, пусть даже объективно правильной. Замечания быстро выбивают почву из-под ног и убивают мотивацию. Ребенок чувствует обиду и совсем отказывается от выполнения дела: «Мне не нравится балет», «Не хочу играть на скрипке».

Задача родителей. Настраивайте ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя, самому себя оценивать. Спрашивайте чаще: «А как ты сам это видишь? Что тебе самому понравилось?» Каждый раз, когда он говорит, что у него ничего не получается, не спеша просматривайте пройденный путь, напоминайте ему, с чем он уже справился, что им сделано хорошего.

И, конечно, никакой разбор его работы, никакой разговор нельзя начинать с критики. Сначала скажите, что вы видите хорошего, ценного в его рисунке/сочинении/музыкальном исполнении. Потом уже можно заметить то, что неплохо поправить. Важно, чтобы критика не звучала в лоб: вот эти буквы написаны криво, я в тебе разочарован — такие фразы чувствительный ребенок воспринимает как полную катастрофу.

Лучше сказать так: «У тебя в первой строчке буковки хорошие, ровные получились. А давай ты пропишешь такими буквами еще две строчки?» И тогда ребенок точно продолжит работу. Для чувствительных людей как будто созданы профессии помогающей сферы: из них получаются прекрасные врачи, спасатели, социальные работники. Предложите ребенку 6-7 лет взять шефство над кем-то более слабым, отстающим. Или позаботиться о питомце. Он прекрасно с этими задачами справится.

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

2. Активный тип 

Действие, движение к некой цели для них главное. А эмоции, переживания — признак слабости, депрессии. Их раздражает, когда кто-то жалуется, «жует сопли». Дело надо делать — они живут по этому принципу. Активные люди невероятно результативны в тех занятиях, с которыми внутренне согласны. Они нацелены на победу, на достижение. Правда, круг этих дел достаточно узок. Но если уж они взялись за какой-то проект, они держат высокий темп, а те, кто их тормозит, подвергаются жесточайшей критике.

Что мешает им завершить работу? Предчувствие неудачи. Активному человеку важно не просто сделать дело, а получить блестящий результат. И всякий раз, как только возникает подозрение, что результат будет не такой прекрасный, они могут легко оборвать движение. Они не выдерживают проигрыша. Им сложно работать в команде: они сосредоточены на задаче, и на пути к цели теряют чувствительность к тому, что происходит вокруг. Причем как к своим собственным состояниям (голоду, нехватке сна), так и к потребностям и переживаниям других людей. Им тесны рамки, а пошаговый контроль вызывает протест.

Задача родителей. Активный ребенок быстро соотносит сложность задачи со своими возможностями и часто отказывается от того, что ему кажется ерундой. Поэтому задача родителей — учить ребенка смотреть на мир шире, принимая его во всем разнообразии. Обращать его внимание на позитивные моменты в тех делах, которые он не воспринимает всерьез.

Если, например, ваш сын отказывается участвовать в предметной олимпиаде района, считая ее слишком легкой для себя, расскажите, что вопросы там более творческие и интересные, чем на олимпиадах высокого уровня, где выкладывают в основном типовые задачи. И что он, возможно, найдет там задания, которые потребуют нестандартного подхода.

Их сфера — интеллектуально-исследовательские виды деятельности. Из активных детей вырастают ученые, создатели компаний, творческие люди, которым интересно придумывать необычные проекты.

3. Реактивный тип 

Это общительные и легкие на подъем люди, которые оставляют о себе прекрасное впечатление. Окружающие уверены, что на них можно положиться, им можно доверить любую работу. И они реально ее доведут до завершения, если это получится сделать быстро. А лучше бы прямо сейчас, пока их с большей силой не захватило что-то другое.

Это очень увлекающиеся, творческие люди, которые легко загораются какой-то идеей, но так же легко и быстро переключаются на другие дела. Начатое им быстро становится неинтересным, а рутина и планирование утомляют. В отличие от активных людей, реактивные часто останавливаются на середине, откладывают работу и подолгу прокрастинируют.

Причем они свято верят в то, что доведут дело до конца, и убедительно рассказывают об этом всем вокруг. Они непредсказуемы и непоследовательны. Но их отличные коммуникативные навыки мешают окружающим понять, насколько они в действительности надежны.

Задача родителей. Реактивный человек очень нуждается в строгом режиме, структурированном рабочем дне и регулярных проверках. Причем ему нужен пошаговый контроль: расскажи, с чего начнешь выполнять первое задание? Сделал — покажи мне, проверим и пойдем дальше. Если предстоит работа над большим проектом, давай вечером сядем вместе, и ты набросаешь план.

В какой-то момент ребенок привыкает выстраивать любые дела именно так — поэтапно, шаг за шагом. Реактивному человеку лучше и комфортнее работать в команде, на предприятии, где есть режим и четкая структура: это может быть командный вид спорта, театральный коллектив, дизайнерское бюро… Внештатная, индивидуальная работа для него сложна: вне структуры он теряет себя.

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

4. Тревожный тип  

Такому ребенку в принципе трудно подступиться к какому-то новому делу. Ему надо все объяснить и рассказать заранее, подготовить, настроить. Тревожные дети не любят ходить в гости, в незнакомые места, в новые секции. В детском саду их прекрасно видно: только освоился ребенок в группе, а тут предлагают пойти в музыкальный зал — и он упирается, вцепляется в воспитателя и ни в какую.

Они проявляют осторожность во всем, крайне избирательны. Тревожит все новое и неизвестное. Но то, к чему они привыкают, они изучают тщательно, углубляются в тему. Здесь вопрос довести дело до конца даже не стоит: если он погружен уже в какое-то дело, увлечен, его трудно остановить.

Подступиться и начать трудно. Его пугает все: музыкой не буду, танцы не буду, буду сидеть дома и играть в машинки. Они преданны своему делу. Из тех, кто подолгу работает на одном и том же месте, невзирая ни на что. Родителям кажется, что его ничего не интересует, оставь его только дома. А если начал, вошел в поток, то этим и будет заниматься.

Задача родителей. Заранее пробуждать интерес ребенка к тому, что ему предстоит делать, предвосхищать. Будь то написание школьного сочинения или запись в музыкальную школу. Закладывать очень длинную полосу для разбега. Причем не разговорами, а действиями. Чтобы тревожный ребенок спокойно пошел в детский сад, вам стоит готовиться едва ли не за год — гулять рядом с садиком, смотреть, как там играют дети, потом заглянуть к ним на какой-то праздник. А еще желательно подружиться сначала с кем-то из его будущих «однокашников».

Любое начинание для такого ребенка — это серьезная задача для родителей. Зато потом, приступив к делу, ваш сын или дочь точно доведет его до конца, можно не сомневаться.

Источник: «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).

«Не бросай на полпути»: как научить этому ребенка с учетом его психотипа

Об эксперте

Галия Нигметжанова — детский, семейный психолог, соавтор (вместе со Светланой Кривцовой) книги «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).

Источник: psychologies.ru

15 комментариев

  1. Jeremy Heng Ответить

    Menlife is a dutch lifestyle blog for men that is currently active on the influencer platform Linkpizza.

  2. Serena Ответить

    Hi Dear, are you really visiting this web site regularly, if so afterward you will without doubt take fastidious experience.

  3. Quinton Barbieri Ответить

    Best Etsy logo design services for businesses looking for logo design. Get your Etsy logo designed professionally at affordable price.

  4. Olevia Ответить

    How do I conceal my prolonged network & blogs, without leaving a massive white space down the bottom?

  5. Tilly Ответить

    Great site. Lots of useful info here. I am sending it to some friends ans additionally sharing in delicious.
    And naturally, thanks on your sweat!

  6. Kathi Ответить

    First off I would like to say terrific blog!
    I had a quick question that I’d like to ask if you do not mind.
    I was curious to find out how you center yourself and clear your head prior to
    writing. I’ve had a hard time clearing my mind in getting my ideas out.
    I truly do enjoy writing but it just seems like the first 10 to
    15 minutes tend to be lost simply just trying to figure out how to begin. Any ideas or hints?
    Thanks!

  7. Audra Ответить

    This design is wicked! You certainly know how to keep a reader amused.
    Between your wit and your videos, I was almost moved to start my
    own blog (well, almost…HaHa!) Fantastic job.
    I really enjoyed what you had to say, and more than that, how you presented it.
    Too cool!

  8. Ebony Ответить

    Greetings! Quick question that’s completely off topic. Do you know how to make
    your site mobile friendly? My blog looks weird when browsing from my iphone 4.
    I’m trying to find a template or plugin that might be able to fix this issue.
    If you have any recommendations, please share. Appreciate it!

  9. Thomas Ответить

    I blog quite often and I truly thank you for your information. This great article has
    truly peaked my interest. I am going to bookmark your site and keep checking for new details about once per week.
    I subscribed to your RSS feed as well.

  10. Blanca Ответить

    Hello, i think that i saw you visited my web site so i came
    to “return the favor”.I am trying to find things
    to enhance my site!I suppose its ok to use some of
    your ideas!!

  11. Chara Ответить

    What blogs for political discourse would certainly you suggest me to check out?

  12. Cole Ответить

    I wish to begin my very own blog site: are there such thing as blog sites that are entirely «open», and also anybody can watch it? I maintain pertaining to the kind where you have to add other «pals» to utilize the website. Hyperlinks appreciated. Thanks!.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 5 =

восемнадцать − пять =